Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для реализации образовательной деятельности в МДОАУ №116 оборудовано 7 групповых комнат. Каждая группа имеет свое название и соответствующий логотип. Логотип облегчает узнаваемость группы для детей и родителей, является важным элементом индивидуального стиля
Групповая предназначена для проведения образовательной деятельности, занятий и приема пищи. Стены групповой гладкие, без признаков поражений грибком и имеют отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Для пола использованы материалы, допускающие обработку влажным способом, с использованием моющих и дезинфицирующих растворов. Оборудование групповой соответствует росту и возрасту детей. Стулья и столы одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей осуществлён с учетом роста детей. В ДОУ используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие их безопасность. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки используются только в качестве дидактических пособий.
Развивающая предметно-пространственная среда во всех группах отвечает актуальным принципам: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Содержательная насыщенность |
Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Учитываются индивидуальные особенности детей, используются гендерные игры и игрушки, игры разной степени сложности и направленности. Широко используются игры, сохраняющие эмоциональное благополучие детей (игры с песком, водой, сыпучими материалами) и учитывающие возможность их самовыражения (центы художественно-эстетического развития) |
Трансформируемость |
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Для этого используются мягкие модули, модули-тележки. В образовательном процессе возможна трансформация столов (объединять, индивидуально). |
Полифункциональность |
Полифункциональность позволяет ребёнку гибко использовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии со своим замыслом и сюжетом игры. В каждой группе присутствуют предметы, не обладающих жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в качестве предметов-заместителей в детской игре). Учебную доску, например, можно использовать для рисования, составления узоров из магнитов, выставки детских работ. |
Вариативность |
Обеспечивается наличием различных пространств в группах (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами, стимулирующими игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Кроме этого, возможно появление новых центров по интересам детей: мини-музеи, индивидуальные выставки и др. |
Доступность |
Определяет возможность свободного доступа для каждого ребёнка к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игрушки и пособия расположены на уровне глаз детей. Необходимым условием является исправность и сохранность материалов и оборудования. |
Безопасность |
Стены групповой ячейки и оборудование окрашены матовыми красками светлых тонов. Шкафы закреплены. Всё используемое оборудование (мебель, игрушки и др.) безопасно для детей, соответствует нормам СаНПиН и возрасту, и имеет сертификаты качества. |
Раздевальная (приемная) комната. В образовательных целях используется для формирования умений одеваться и раздеваться в определенном порядке, воспитания опрятности (схемы с алгоритмом одевания), изучению безопасного маршрута «Детский сад-дом» (стенды по ПДД для детей), формированию основ здорового образа жизни (в некоторых группах Центр «Здоровья» расположен в приёмных). Также здесь располагаются выставки детских работ, с целью развития художественно-этетического вкуса, повышения уверенности каждого ребенка в своей индивидуальности, непохожести на других. В приемной расположены информационные уголки для родителей, выполненные в едином стиле, куда помещается информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов.
Группа №4 «Сказка» |
|
Группа «1 «Полянка» |
|
Центры для детей-инвалидов |
Объекты для проведения практических занятий
К оборудованным объектам для проведения практических занятий в МДОАУ №116 относятся:
• Музыкальный + физкультурный зал
• Кабинет учителя — логопеда
• Кабинет педагога-психолога
В данных кабинетах соблюдены требования к дошкольным образовательным организациям. А именно:
— лестницы, ведущие к кабинетам, имеют двусторонние поручни;
— обеспечена возможность удобного перемещения внутри здания;
— стены кабинетов окрашены матовыми красками светлых тонов;
— в логопедическом кабинете около зеркала установлены настенные светильники местного освещения на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту источника света;
— детская мебель и оборудование помещений безвредны для здоровья детей, а также соответствуют росту и возрасту детей.
Музыкальный + физкультурный зал
Музыкальный зал совмещен с физкультурным. Зал предназначен для проведения музыкальных и спортивных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальных особенностей. В музыкально-спортивном зале проводятся праздники, развлечения, в том числе с участие семей обучающихся, спектакли, утренняя гимнастика, занятия физической культурой и музыкой. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Представленное наличие театральных костюмов и атрибутов позволяет организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. Техническое оборудование зала соответствует современным требованиям: пианино, ионика, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр. Созданная развивающая предметно-пространственная среда не только позволяет успешно реализовать программу музыкального и физического воспитания дошкольников, но и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.
Кабинет учителя-логопеда
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия с детьми 5-6 и 6-7 лет групп компенсирующей направленности.
Основные направления кабинета:
— создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению речевых нарушений;
— проведение обследования детей с целью разработки индивидуального маршрута развития;
— проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий обучающихся;
— оказание консультативной помощи педагогам, семьям обучающихся
Помещение кабинета условно поделено на зоны:
• Зона методического и дидактического сопровождения включает материалы по обследованию речи детей, методическую литературу по коррекции звукопроизношения, методическую литературу по преодолению ОНР (общего недоразвития речи), учебно – методическую литературу по обучению грамоте; учебно – методические планы (в папках с файлами); пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
• Зона консультативной работы
• Зона диагностики и коррекционной работы. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей. В зоне индивидуальной коррекции речи располагается большое зеркало.
• Зона игровой терапии. Цель — создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья обучающихся, в том числе детей-инвалидов.
В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы центры, стимулирующие речевое и личностное развитие детей.
Кабинет педагога-психолога
Кабинет психолога — специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников педагогического процесса. Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку. Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны групповой коррекционной работы и игровой терапии. Правильно организованная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом, что особенно важно при работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Кабинет педагога-психолога оснащен всем необходимым и является полноценным центром психологического развития дошкольников. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДО, способствует всестороннему развитию дошкольника, а также эффективной организации работы с семьями обучающихся и педагогами ДОО.
Музыкальный + физкультурный зал |
Кабинет учителя-логопеда |
Кабинет педагога-психолога |
Библиотека
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия» -М.:Мозаика-Синтез, 2014 Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» -СПб:ООО «Детство-Пресс», 2015 Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет» -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Комарова Т.С. «Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет». –М.:Мозаика-Синтез, 2015; Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» (2-7). -М.: Мозаика-Синтез, 2015;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет» -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет» -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет» -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет» -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Младшая группа. (3-4 года). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Средняя группа. (4-5 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Петрова В.И. «Этические беседы с дошкольниками» (4-7) -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Наглядно-дидактические пособия: Плакаты «Государственные символы России», «День победы», комплект «Детям о победе», сюжетные картинки. Образовательная область «Познавательное развитие» Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет». -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет». -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Крашенникова Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет». -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Для занятий с детьми 3-4 лет» -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Для занятий с детьми 4-5 лет» -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Для занятий с детьми 5-6 лет» -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Для занятий с детьми 6-7 лет» -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. (3-4 года) -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. (4-5 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. (5-6 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. (6-7 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Младшая группа. (3-4 года) -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа. (4-5 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Старшая группа. (5-6 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. (6-7 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Наглядно-дидактические пособия Комплект «Детям о космосе», плакаты «Авиация», «Космос», «Посуда», «Автомобильный транспорт», «Водный транспорт», «Бытовая техника», «Школьные принадлежности», «Арктика и Атарктика», плакаты «Цвет», «Форма», «Счёт до 10», «Счёт до 20», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Овощи», «Птицы», «Фрукты», «Коза с козлятами», «Кошка с котятами», «Свинья с поросятами», «Собака со щенятами», «Морские обитатели», «Насекомые», «Цветы», «Деревья», сюжетные картинки. Образовательная область «Речевое развитие» Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Младшая группа. (3-4 года) -М.: Мозаика Синтез, 2015; Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Средняя группа. (4-5 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Старшая группа. (5-6 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. (6-7 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Наглядно-дидактические пособия Плакаты «Алфавит», сюжетные картинки. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. (3-4 года) -М.: Мозаика Синтез, 2015; Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. (4-5 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. (5-6 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. (6-7 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала. Средняя группа. (4-5 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала Старшая группа. (5-6 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. (6-7 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015; Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой», Сфера, 2017 Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду. Младшая группа. (3-4 года) -М.: Мозаика Синтез, 2015; Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду». Средняя группа. (4-5 лет). -М.: Мозаика-Синтез, 2015. Наглядно-дидактические пособия Плакаты «Гжель», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Каргополь», «Полохов-Майдан», «Филимоновская игрушка», «Хохлома», «Музыкальные инструменты» Образовательная область «Физическое развитие» Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Младшая группа. Младшая группа. (3-4 года) –М.: Мозаика Синтез, 2015; Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Средняя группа. (4-5 лет). –М.: Мозаика-Синтез, 2015; Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Старшая группа. (5-6 лет). –М.: Мозаика-Синтез, 2015; Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. (6-7 лет). –М.: Мозаика-Синтез, 2015; Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет». ) –М.: Мозаика-Синтез, 2015; Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет». Наглядно-дидактические пособия Плакаты «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», сюжетные картинки. Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в методическом кабинете имеются методические пособия: Танцюра С. Ю., Кононова С.И. «Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации» Сфера, 2017 Лапп Е.А. , Шипилова Е.В. «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и воспитания. Инструктивно-методические материалы. ФГОС» Учитель,2017 Аксёнова Н.Д., Татаринцева И.Н., Галкина Н.А. «Педагогическое взаимодействие в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ДО»Учитель, 2017 Крыжановская Л.М. «Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования. Пособие для психологов и педагогов» Владос, 2017 Бахарева К.С. «Психологическая реабилитация в детском возрасте» Феникс, 2017 Голиков Н.А. «Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией» Сфера, 2017 Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия», Феникс, 2015 Юрчук Е.Н. «Эмоциональное развитие дошкольников: методические рекомендации» Сфера, 2017
Печатные: «Справочник руководителя дошкольного учреждения» 2014, 2015 гг. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения » 2014, 2015 гг. «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» 2014, 2015 гг. «Дошкольное воспитание» 2014, 2015 гг. «Музыкальная палитра» 2014, 2015 гг. «Справочник педагога-психолога. Детский сад » 2014, 2015 гг. «Логопед», 2014, 2015 гг. Газеты: «Оренбургская сударыня» 2016, 2017 гг; «Вечерний Оренбург», 2016, 2017 гг
«Справочник руководителя дошкольного учреждения» 2016, 2017, 2018 гг «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», 2016, 2017, 2018 гг «Справочник музыкального руководителя», 2017, 2018 гг «Справочник педагога-психолога. Детский сад», 2017, 2018 гг «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ», 2017, 2018 гг |
Спортивные объекты
Для обеспечения разнообразной двигательной активности обучающихся, организации коррекционной образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами по физическому развитию, в МДОАУ №116 оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:
Объекты спорта |
Функциональное назначение |
Спортивный зал |
— проведение утренней зарядки; — занятия по физической культуре во всех во всех возрастных группах — проведение спортивных праздников, развлечений во всех возрастных группах, — проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) обучающихся Фотогалерея Просмотр |
Спортивная площадка |
— проведение занятий по физическому развитию на улице (в группах от 5 до 6 и от 6 до 7 лет), — проведение утренней зарядки (в летний период), спортивных праздников и развлечений на улице, — проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников — освоение элементов спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола) Фотогалерея Просмотр |
Физкультурные центры в группах |
— проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, в том числе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами; — развитие двигательной активности и физических качеств детей. Фотогалерея Просмотр |
Средства обучения и воспитания
|
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Специальные условия питания
Специальные условия охраны здоровья
Доступ к информационным системам
не предоставляется
Электронные образовательные ресурсы
не предоставляется
Специальные технические средства обучения
отсутствуют
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
не предусмотрено