Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Для реализации образовательной деятельности в МДОАУ №116 оборудовано 5 групповых комнат, из них 1 группа компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждая группа имеет свое название и соответствующий логотип. Логотип облегчает узнаваемость группы для детей и родителей, является важным элементом индивидуального стиля
Групповая предназначена для проведения образовательной деятельности, занятий и приема пищи. Стены групповой гладкие, без признаков поражений грибком и имеют отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Для пола использованы материалы, допускающие обработку влажным способом, с использованием моющих и дезинфицирующих растворов. Оборудование групповой соответствует росту и возрасту детей. Стулья и столы одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей осуществлён с учетом роста детей. В ДОУ используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие их безопасность. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки используются только в качестве дидактических пособий.
Для реализации коррекционной работы с детьми-инвалидами в группах воспитатели используют специальные дидактические материалы: разрезные карточки и предметно-сюжетные картинки, дидактические материалы и игровые пособия, которые направлены на развитие способности к самообслуживанию, ориентации, способности к контролю за своим поведением. Материалы размещены в специальном уголке для детей — инвалидов.
Устройство, содержание и организация групп компенсирующей направленности соответствуют индивидуальным особенностям детей и требованиям главы Х СанПиН: стены групповой ячейки и оборудование окрашены матовыми красками светлых тонов; детская мебель и оборудование группы безвредны для здоровья детей и учитывают специфику организации педагогического процесса, а также соответствуют росту и возрасту детей; в логопедических центрах около зеркала установлены настенные светильники местного освещения на кронштейнах, позволяющие менять угол наклона и высоту источника света.
Развивающая предметно-пространственная среда во всех группах отвечает актуальным принципам: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Содержательная насыщенность |
Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Учитывая индивидуальные особенности детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, используются гендерные игры и игрушки, игры разной степени сложности и направленности. Широко используются игры, сохраняющие эмоциональное благополучие детей (игры с песком, водой, сыпучими материалами) и учитывающие возможность их самовыражения(центы художественно-эстетического развития) |
Трансформируемость |
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Для этого используются мягкие модули, модули-тележки. В образовательном процессе возможна трансформация столов (объединять, индивидуально). При необходимости используются спальни для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ |
Полифункциональность |
Полифункциональность позволяет ребёнку гибко использовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии со своим замыслом и сюжетом игры. В каждой группе присутствуют предметы, не обладающих жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в качестве предметов-заместителей в детской игре). Учебную доску, например, можно использовать для рисования, составления узоров из магнитов, выставки детских работ. |
Вариативность |
Обеспечивается наличием различных пространств в группах (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами, стимулирующими игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Кроме этого, возможно появление новых центров по интересам детей: мини-музеи, индивидуальные выставки и др. |
Доступность |
Определяет возможность свободного доступа для каждого ребёнка, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игрушки и пособия расположены на уровне глаз детей. Необходимым условием является исправность и сохранность материалов и оборудования. |
Безопасность |
Стены групповой ячейки и оборудование окрашены матовыми красками светлых тонов. Шкафы закреплены. Всё используемое оборудование (мебель, игрушки и др.) безопасно для детей, соответствует нормам СаНПиН и возрасту, и имеет сертификаты качества. |
Раздевальная (приемная) комната. В образовательных целях используется для формирования умений одеваться и раздеваться в определенном порядке, воспитания опрятности (схемы с алгоритмом одевания), изучению безопасного маршрута «Детский сад-дом» (стенды по ПДД для детей), формированию основ здорового образа жизни (в некоторых группах Центр «Здоровья» расположен в приёмных). Также здесь располагаются выставки детских работ, с целью развития художественно-этетического вкуса, повышения уверенности каждого ребенка в своей индивидуальности, непохожести на других. В приемной расположены информационные уголки для родителей, выполненные в едином стиле, куда помещается информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов.
Группа «1 «Полянка» | Фотогалерея |
Группа №3 «Солнышко» | Фотогалерея |
Группа № 5 «Капитошка» | Фотогалерея |
Группа № 7 «Сказка» | Фотогалерея |
Группа №8 «Одуванчик» | Фотогалерея |
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
К оборудованным объектам для проведения практических занятий в МДОАУ №116 относятся:
• Музыкальный + физкультурный зал
• Кабинет учителя — логопеда
• Кабинет педагога-психолога
В данных кабинетах соблюдены требования к дошкольным образовательным организациям. А именно:
— лестницы, ведущие к кабинетам, имеют двусторонние поручни;
— обеспечена возможность удобного перемещения внутри здания;
— стены кабинетов окрашены матовыми красками светлых тонов;
— в логопедическом кабинете около зеркала установлены настенные светильники местного освещения на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту источника света;
— детская мебель и оборудование помещений безвредны для здоровья детей, а также соответствуют росту и возрасту детей.
Музыкальный + физкультурный зал
Музыкальный зал совмещен с физкультурным. Зал предназначен для проведения музыкальных и спортивных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальных особенностей. В музыкально-спортивном зале проводятся праздники, развлечения, в том числе с участие семей обучающихся, спектакли, утренняя гимнастика, занятия физической культурой и музыкой. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Представленное наличие театральных костюмов и атрибутов позволяет организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. Техническое оборудование зала соответствует современным требованиям: пианино, ионика, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр. Созданная развивающая предметно-пространственная среда не только позволяет успешно реализовать программу музыкального и физического воспитания дошкольников, но и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.
Кабинет учителя-логопеда
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия с детьми 5-6 и 6-7 лет групп компенсирующей направленности.
Основные направления кабинета:
— создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению речевых нарушений;
— проведение обследования детей с целью разработки индивидуального маршрута развития;
— проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий обучающихся;
— оказание консультативной помощи педагогам, семьям обучающихся
Помещение кабинета условно поделено на зоны:
• Зона методического и дидактического сопровождения включает материалы по обследованию речи детей, методическую литературу по коррекции звукопроизношения, методическую литературу по преодолению ОНР (общего недоразвития речи), учебно – методическую литературу по обучению грамоте; учебно – методические планы (в папках с файлами); пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
• Зона консультативной работы
• Зона диагностики и коррекционной работы. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей. В зоне индивидуальной коррекции речи располагается большое зеркало.
• Зона игровой терапии. Цель — создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья обучающихся, в том числе детей-инвалидов.
В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы центры, стимулирующие речевое и личностное развитие детей.
Кабинет педагога-психолога
Кабинет психолога — специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников педагогического процесса. Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку. Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны групповой коррекционной работы и игровой терапии. Правильно организованная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом, что особенно важно при работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Кабинет педагога-психолога оснащен всем необходимым и является полноценным центром психологического развития дошкольников. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДО, способствует всестороннему развитию дошкольника, а также эффективной организации работы с семьями обучающихся и педагогами ДОО.
Музыкальный + физкультурный зал |
Кабинет учителя-логопеда |
Кабинет педагога-психолога |
Наличие оборудованных библиотек
В соответствии с ч. 1 ст. 18 федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2022 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в целях обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования в МДОАУ № 116 сформирована библиотека. Библиотечный фонд укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями. Библиотечный фонд расположен в методическом кабинете, оснащен оборудованием, обеспечивающим свободный доступ к сети Интернет, работу с компьютером, принтером.
Для педагогов МДОАУ № 116 обеспечен доступ к образовательным информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям.
Деятельность библиотеки регламентируется локальным нормативным актом «Положение о бесплатном пользовании библиотеками и информационными ресурсами, порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности в МДОАУ № 116».
Наличие оборудованных объектов спорта
Для обеспечения разнообразной двигательной активности обучающихся, организации коррекционной образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами по физическому развитию, в МДОАУ №116 оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:
Объекты спорта |
Функциональное назначение |
Спортивный зал |
— проведение утренней зарядки; — занятия по физической культуре во всех во всех возрастных группах — проведение спортивных праздников, развлечений во всех возрастных группах, — проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) обучающихся Фотогалерея Просмотр |
Спортивная площадка |
— проведение занятий по физическому развитию на улице (в группах от 5 до 6 и от 6 до 7 лет), — проведение утренней зарядки (в летний период), спортивных праздников и развлечений на улице, — проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников — освоение элементов спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола) Фотогалерея Просмотр |
Физкультурные центры в группах |
— проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, в том числе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами; — развитие двигательной активности и физических качеств детей. Фотогалерея Просмотр |
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ обучающихся к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МДОАУ № 116- не предоставляется
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам в МДОАУ № 116 не предоставляется
о сторонних электронных образовательных и информационных ресурсах
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Документы отсутствуют